Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организации
образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья в МБДОУ «Сокол» осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об
образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ", Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»,
локальными актами дошкольного учреждения.
Под
специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
• использование
адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной
работы, индивидуальных специальных образовательных программ);
• специальных методов
обучения и воспитания;
• проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно
или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья.
Наряду с этим необходимо
отметить, что создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с
учетом их психофизических особенностей на сегодняшний день рассматривается в
качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с
ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ созданы оптимальные
организационно-педагогические условия направленные на полноценное и эффективное
получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОУ. В штатном
расписании ДОУ имеется педагог- психолог, который проводит диагностику развития
детей дошкольного возраста, оказывает коррекционную помощь на основе
специальных психолого-педагогических подходов. Раннее оказание коррекционной
помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования,
психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития
ребенка успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Также созданы условия для повышения
педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров,
консультаций, участие в вебинарах.
В течение учебного года в рамках
образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования
толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей
дошкольного возраста.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные помещения подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.В ДОУ оборудован кабинет педагога-психолога, музыкальный и спортивный залы, групповая ячейка с учетом доступности для детей с ОВЗ, инвалидов.
Организация среды – это специальное оборудование центров (зон),
направленное на компенсацию состояния детей с ОВЗ. В помещениях созданы следующие
центры:
Центр сенсорного развития – обеспечивает развитие и
коррекцию отдельных сенсорных систем. Данная среда максимально насыщается
материалами, стимулирующими сенсорное развитие.
- Материал для развития
зрительной функции (цвет, форма, величина, целостность и дифференцированность
зрительных образов): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; наборы
геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и
вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и
геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные,
теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными
изображениями.
- Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и
идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): записи со
звуками природы, животных, музыкальных инструментов; музыкальные инструменты;
звуковые игрушки, игровые пособия «Звуковое лото», «Назови и подбери» и др.
- Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; тактильные дощечки; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнер с фасолью и различными крупами; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм в мешочке; пособие «Почтовый ящик».
Моторно-двигательный центр – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и
общей моторики. Данная среда насыщается материалами, стимулирующими моторное
развитие.
- Материалы для развития мелкой моторики: наборы мелких
предметов, природный материал, пластилин, трафареты, обводки, массажные мячи,
молнии, пособия с пуговицами, счетные палочки, шнуровки, лабиринты,
конструкторы, наборы прищепок, «Мозаика для развития пальцев», «Напольная
мозаика», пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и
цифровые, штриховки, пособие «Тренируем пальчики»), картотека пальчиковых игр и
др.
- Материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений; мячи, сухой бассейн, игры на полу «Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.
Учебно-познавательный центр – обеспечивает развитие и
коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков.
Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими умственное и
когнитивное развитие.
- Материалы для развития
памяти и внимания: дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и
назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару»,
«Лабиринты» и др.
- Материалы для развития
мышления: развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», палочки Кюизенера,
развивающие игры Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат»; «Установление
закономерностей», «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый
лишний», «Нелепицы», «Последовательность событий»; пособия с пословицами и
поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок,
связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции;
конструкторы; мозаика; набор
предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка
с вилкой и другие; сюжетные игрушки; набор игрушек (пластмассовых и
деревянных), имитирующих орудия труда - молоток, гаечный ключ, отвёртка; неваляшки;
заводные игрушки; колокольчики, погремушки; пластмассовые игрушки; сюжетные и
предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического
мышления; различные варианты настольных игр на развитие элементов логического
мышления; книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и
элементов логического мышления.
- Материалы для развития речи и представлений об окружающем: картотека «Артикуляционная гимнастика», предметные и сюжетные картинки, плакаты по всем лексическим темам; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела; уголок «Наша библиотека»; различные варианты дидактических игр и книг по развитию речи.
- Материалы для
формирования учебных навыков.
Пособия по ФЭМП: материал для обучения детей счету;
для упражнений в распознавании величины предметов; для упражнений детей в
распознавании формы предметов и геометрических фигур; пособия для упражнения
детей в пространственной ориентировке и ориентировке во времени.
Счетный материал (яблоки,
груши, листья, морковки, зайцы, мячи, матрешки, елки, гуси и др.); мелкие
предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме,
материалу; наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и
разного цвета, размера; наборы счетных
палочек, цифр; карточки и таблицы, модели («числовая лесенка», календарь и
др.); логические блоки; математический поезд, панно и картинки для составления
и решения арифметических задач; карточки с цифрами и знаками +, —, =, >,
<; кубики с цифрами и знаками; магнитная доска с комплектом геометрических
фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений.
Обучение грамоте: схемы слов,
условные обозначения звуков, звуковые домики, карточки с буквами, магнитная
доска с набором букв, предметные картинки различной тематики.
Предметно-развивающая среда в
кабинете постоянно обновляется, видоизменяется в зависимости от возраста детей,
сезона, изучаемой темы, потребностей и интересов детей.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ для
организации образовательного процесса имеются объекты
для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами
и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
№ |
Название кабинета |
Функциональное использование |
1 |
В ДОУ функционируют 16 групп: - 1 группа комбинированной направленности |
|
2 |
кабинет психолога -1 |
|
3 |
музыкальный зал -1 |
|
4 |
физкультурный зал - 1 |
Проведение:
|
|
|
|
Перечень объектов для проведения
практических занятий на территории детского сада |
||
1 |
Спортивная площадка |
|
2 |
Цветник. Огород |
|
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ для организации образовательного
процесса имеется библиотека, в том числе
приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ):
Библиотека в
детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно
условно разделен на три части и включает в себя:
Книги для воспитателя (методическая
и справочная литература). Репродукции картин, иллюстративный материал,
дидактические пособия,
Книги для воспитанников:
произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники
сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских
и зарубежных поэтов и писателей.
Книги совместного пользования.
Методическая
литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-личностное
развитие», «Игра», «Экологическое воспитание», «Музыкальное развитие»,
«Художественная литература», «Продуктивная деятельность», «Конструирование»,
«Дошкольная педагогика», «Психология», «Познавательное развитие», «Развитие
речи», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).
Весь книжный фонд учитывается.
В каждой возрастной группе создан книжный уголок. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке
книги, соответствуют возрастным особенностям и потребностям детей, в том числе
инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ для организации
образовательного процесса имеются оборудованные объекты спорта, в том числе
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ):
На территории ДОУ имеется 16
прогулочных участков, каждый из которых имеет песочницу. На участках имеются
малые спортивные формы (спортивные стенки для лазания, оборудование для и
развития равновесия), сюжетные игровые постройки для организации детской деятельности,
соответствующие возрасту и росту воспитанников.
Спортивная площадка используется для занятий физической
культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений
на улице, организации прогулок
В спортивном зале имеется
следующее оборудование с возможностью использования для детей с ОВЗ и инвалидов:
- Фитболы.
- Шипованные следы для ног.
- Шипованные мячи
- набивные мячи
- Кольцебросы.
- Мягкие модули
- Клюшка с шайбой
-
Обручи пластмассовые, аллюминивые
- Палка
деревянная, пластмассовая гимнастическая
- Мячи разного
диаметра
- Набор
кеглей
- Дуги
для подлезания
-
Корригирующая дорожка
-
Скамейки для ходьбы (наклонная, с препятствиями)
- Щиты
для бросания
-
Кольцеброс
-
Мешочки для равновесия
-
Скакалки детские
- Шнуры
- Канат
для перетягивания
-
Флажки разноцветные
- Ленты
- Маты
гимнастические
-
Комплект следочков ладоней и ступней
-
Баскетбольная стойка с регулируемой высотой
- тренажеры
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ для
организации образовательного процесса имеются средства обучения и воспитания, в
том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ):
Наличие
средств обучения и воспитания для детей с ОВЗ
Направление |
Наличие спец. помещений |
Имеющееся оборудование |
Дидактический материал |
Групповые комнаты, площадка для
про-гулок и игр, уголки уединения |
В достаточном количестве для
разных видов игровой деятельности |
Дидактические игры, атрибуты и
декорации для творческих и театральных игр, методическая литература. |
|
Здоровье и физическая культура |
физкультурный зал,
музыкальный зал, уголки настроения, уголки здоровья в группах, спортивная
площадка, прогулочные площадки, медицинский кабинет. |
Гимнастические лестницы, скамейки,
маты, канат и прочее, аптечка, весы, ростомер и др. |
Методическая литература,
экологические тропы, сценарии занятий, гимнастики, спортивных праздников,
дней здоровья, и др.; Медицинская литература (брошюры по профилактике и
предупреждению различных заболеваний и пр.) |
Познавательная деятельность |
групповые комнаты, социум и
окружающая природа (уголки природы, огород, цветники, уголок леса, зеленая
аптека и др.); |
Уголки книг, природы,
познавательные лаборатории, атрибуты к занятиям познавательного цикла
(глобус, карты, иллюстрации, предметы, картины, коллекции, кассеты и др.);
уголки занимательной математики, оборудованные дидактическими играми,
различная литература в уголках книги. |
Методическая литература, пособия и
дидактический, наглядный материал по разным видам познавательной деятельности
(экологическое образование, знакомство с рукотворным миром, миром людей,
«самопознание», математическое развитие, развитие связной речи и становление
грамматического строя речи и т.п., обучение грамоте), дидактические игры и
др. |
Художественно – эстетическое
развитие |
Музыкальный зал, уголки
изо-деятельности, музыкального, литературного творчества в группах,
театральная студия |
Фортепиано, аудиоаппаратура,
иллюстративный и демонстрационный материал по декоративно прикладному и
изобразительному искусству, атрибуты и декорации, костюмы к театрализованной
деятельности (разные виды). |
Методическая литература, подбор
материала по декоративно-прикладному искусству, иллюстрации художников,
методические разработки. |
Трудовое развитие |
Групповые комнаты, участки |
Необходимый инвентарь для трудовой
деятельности различных видов. |
Методическая литература,
рекомендации по ознакомлению с трудом взрослых и развитию трудовых умений и
навыков. |
Нравственное
развитие |
групповые комнаты, социум. |
Литературные произведения в
уголках книг, природы, наглядное и демонстрационное оборудование (глобус,
карты, иллюстрации, предметы, картины, коллекции, аудиозаписи и др.);
дидактические пособия. |
Методическая литература и
рекомендации по нравственному воспитанию, произведения художественной
литературы и изобразительной деятельности соответствующей тематики. |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Доступная среда
УЧИМСЯ
ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность
- это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и
общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды
инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Одним из приоритетных направлений
государственной политики является политика создания условий для предоставления
детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в
образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного
образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ДоступностьМБДОУ «Сокол» пгт.Новофедоровка
Доступ в здание для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечен. Вход на территорию детского сада и здания обустроен.
Конструктивные особенности здания МБДОУ
«Сокол» пгт.Новофедоровка Сакского района Республики Крым предусматривают наличие лифтов, поручни внутри
помещений, оборудованный туалет, обеспечивающий доступ инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Доступ к кабинетам администрации, медицинскому кабинетам, туалету обеспечен.
Территория асфальтирована, имеет твердое покрытие, это позволяет улучшить пути передвижения и обеспечить беспрепятственный доступ к значимым объектам: вход в здание, проход в группу, выход на прогулку на свой участок.
Для организации прогулок на территории детского сада имеются прогулочные веранды, игровые площадки с игровым оборудованием, спортивные площадки. К данным площадкам имеется беспрепятственный подход.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное
питание в соответствии с примерным 10-дневным цикличным меню.
Для детей, нуждающихся в
лечебном и диетическом питании, организовано лечебное и диетическое питание в
соответствии с представленными родителями (законными представителями)
назначениями лечащего врача.
Администрацией детского сада
уделяется особое внимание организации здорового питания в соответствии с
действующими натуральными нормами питания, нормативными актами Российской
Федерации, Республики Крым по организации питания детей дошкольного возраста,
требованиями законодательства в сфере санитарного благополучия населения.
Ассортимент блюд в зависимости от времени года разный.
Основными принципами организации питания в нашем детском саду
являются:
* Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам
ребенка.
* Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых
пищевых веществ.
* Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность
рациона.
* Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов,
направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие
вкусовые качества блюд.
* Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки
культуры приема пищи.
* Соблюдение гигиенических требования к питанию (безопасность
питания).
Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы,
подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в с
соблюдением требований и товарного соседства в соответствии СаНПин
2.3/2.4.3590-20.
В рацион питания МБДОУ включены все основные группы продуктов:
мясо;
рыбу и рыбопродукты;
молоко и молочные продукты;
яйца;
овощи и фрукты;
крупы, макаронные изделия и бобовые;
хлеб и хлебобулочные изделия;
сахар.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья не осуществляется.
Бесплатное питание предоставлено для детей- инвалидов.
Специальные условия охраны здоровья
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданы.
В образовательной
организации обеспечиваются условия охраны здоровья инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья в соответствии с СанПин. Мебель в групповых
комнатах расставлена в соответствии с действующими СП 2.4.3648-20, СанПиН
1.2.4.3685-20.
В МБДОУ разработан
Паспорт доступности, определены мероприятия по созданию условий доступности
МБДОУ и предоставляемых услуг в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В детском саду
создан комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на полноценное
физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний.
Для реализации
поставленных задач созданы условия для лечебно-профилактической и
физкультурно-оздоровительной работы.
Медицинское
обслуживание детей в МБДОУ осуществляется медицинскими работниками.
Медицинский блок
представлен следующим набором помещений:
-кабинет осмотра
(осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медицинской сестры);
-процедурный
кабинет (медицинские манипуляции и оказание первой доврачебной помощи,
обработка инструментария, хранение медикаментов, лекарственных препаратов);
- изолятор.
Медицинской
сестрой ведется учет и анализ общей заболеваемости воспитанников, анализ
простудных заболеваний.
Проводятся профилактические
мероприятия медсестрой:
-осмотр
детей во время утреннего приема;
-антропометрические
замеры
-анализ заболеваемости
в месяц, в квартал, в год;
-ежемесячное
подведение итогов посещаемости детей;
-лечебно-профилактические
мероприятия.
Ежегодно
проводятся углубленные осмотры детей врачами-специалистами
Каждый педагог,
при приеме на работу, проходит инструктаж по организации охраны жизни и
здоровья детей во время пребывания в детском саду.
Для
психо-эмоционального развития детей с инвалидностью, ОВЗ, кабинет
педагога-психолога оснащен песочницей, играми, способствующими эмоциональной
разгрузке.
Для охраны
психического здоровья ребенка в группах организованы уголки уединения.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ «Сокол» не предоставляет лицам с ОВЗ и инвалидам доступ кинформационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ «Сокол» не предоставляет доступ кинформационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В
ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными
возможностями здоровья, инвалидов:
§ В
групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
§ Для
организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
имеются: оборудованный кабинет психолога, музыкальный и спортивный зал.
§ Коррекционно–развивающая
работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится
на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с разными
нозологиями.
§ Воспитанники
с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами коллективного и
индивидуального пользования: интерактивная доска,
мультимедийный проектор.