ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

09.10.2024

Образовательный кешинг «Клады познания»

как средство формирования познавательной активности дошкольников

 5-7 лет

 

В современном мире внимание переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства. Образование всё более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы, направленные на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие познавательной деятельности детей.

Существенными для понимания познавательной деятельности являются такие качества личности, как стремление к познанию нового и глубокому осмыслению всего, что вызвало интерес; способность использовать имеющийся опыт и отделять главное от второстепенного; логичность, критичность, широта и креативность мышления; способность к обобщению, абстрагированию и нахождению закономерностей; обучаемость.

Этих качеств можно достичь посредством формирования познавательной активности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира.

Поэтому возникла потребность в создании обучающей платформы, которая позволила бы организовать образовательный процесс в форме игровой деятельности, позволила бы детям не замечать, что они решают сложные задачи и выполняют обучающие задания. Они просто играют и получают от этого огромное удовольствие!

И такой платформой стал Образовательный кешинг «Клады познания»!

Цель нашей педагогической находки -

изучение и разработка инновационной методики формирования познавательной активности у дошкольников в возрасте 5-7 лет посредством использования игровых элементов и технологии кешинга «Клады познания».

Задачи педагогической находки

1.        Анализ теоретических основ формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста;

2.        Изучить психолого-педагогические особенности применения метода кешинга «Клады познания» в образовательном процессе дошкольного учреждения;

3.        Разработать, апробировать образовательный кешинг «Клады познания» для детей 5-7 лет и оценить его эффективность на основе экспериментальной деятельности.

 

Цель образовательного кэшинга «Клады познания» (для детей) -

всестороннее развитие детей 5-7 лет через активное участие в поиске знаний и новых впечатлений.

Задачи:

1.   Обучающие задачи формируются вокруг знакомства детей с окружающим миром, базовыми научными понятиями, а также развития начальных навыков логического мышления.

2.   Развивающие задачи направлены на развитие у детей когнитивных процессов, моторики и коммуникативных навыков, критического мышления и способности быстро адаптироваться к новым условиям.

3.   Воспитывающие задачи охватывают формирование у детей морально-этических качеств, таких как честность, взаимопомощь, уважение к другим и бережное отношение к окружающей среде.

 

Педагогическая целесообразность использования образовательного кешинга «Клады познания»:

1. Интегрированный подход, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, творчества и т. д.

2. Формирование познавательной активности.

3. Развитие критического мышления рассматривается как трёхступенчатый процесс, направленный на формирование:

1) умений получать необходимую информацию;

2) умений её анализировать;

3) умений применять полученную информацию в практической деятельности.

4. Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования заключается в умении:

1) объединять индивидуальные интеллектуальные алгоритмы для достижения общих целей;

2) договариваться, правильно задавать вопросы, аргументировать логически обоснованными фактами и т. д.

Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде. Кроме того, в процессе коллективной деятельности воспитывается ценностное отношение как к процессу, так и к результатам труда, как общего, так и каждого участника.

 

Практическая значимость нашей педагогической находки:

- дошкольники активно проявляют любознательность, как во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи. Они склонны наблюдать, активно формируя элементарные научные понятия. Это проявляется в овладении способами элементарного планирования деятельности, построения замысла, умении выбирать себе партнёров по совместной деятельности. Дошкольники способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. В результате они способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, коммуникации, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр.

В результате, активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, дошкольники овладевают способностью договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, возможность адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

 

Дидактические игры

20.10.2023

1. Дидактическая игра «Сколько птиц летит в стае»

Цель: развитие грамматического строя речи, формирование счетных навыков.

Задачи: Учить детей соотносить цветовой спектр с геометрическими формами в соответствии с указанным на карточке числом,  используя блоки Дьенеша;

упражнять детей в умении устанавливать отношения между конечным множеством и его частями;

развивать логическое мышление дошкольников;

продолжать совершенствовать грамматический строй речи посредством согласования  в предложениях существительного с числительным;

продолжать закреплять у детей умение использовать склонение существительного в единственном и множественном числе:

закреплять знания об окружающем мире: перелетные птицы  (аист, галка, грач, дикий гусь, журавль жаворонок, ласточка, кукушка, цапля, скворец, лебедь, утка).

Воспитывать умение внимательно воспринимать объекты, замечать ошибки в процессе совместных игр.

Оборудование: карточки по количеству игроков (12 человек или больше) с изображением перелетных птиц (аист, галка, грач, дикий гусь, журавль жаворонок, ласточка, кукушка, цапля, скворец, лебедь, утка) 

В  правом верхнем углу карточки - геометрическая фигура,  цветовой спектр и плоскостная форма которой соответствует фигурам блока Дьенеша, «чудесный мешочек» с геометрическими блоками Дьенеша (12 штук), карточки со схематическим изображением геометрических фигур для горизонтального ряда игрового поля, числовая карточка с точками  типа «домино»  по количеству игроков.

Ход игры

На игровом поле по вертикальному ряду расположены цвета: красный, синий, желтый.Хочу такой сайт

По горизонтальному ряду: схематические изображения геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Клетки на игровом поле заполнены карточками с цифрами.

На полу лежат карточки с изображением перелетных птиц. В правом углу карточки расположена геометрическая фигура, цветовой спектр и плоскостная форма которой, соответствует фигурам блока Дьенеша. Ведущий раскладывает на пересечениях, в пустых клетках игрового поля карточки (типа «домино»). Игрок берет из мешочка фигуру блока Дьенеша, находит по свойствам (цвет, форма) соответствующую геометрическую фигуру на карточке и кладет ее изображение на карточку с изображением птицы. Называет и запоминает название птицы. На игровом поле находит по свойствам: цветовой спектр - на вертикали и схематическое изображение геометрической фигуры – по горизонтали.  Игрок находит числовую карточку с точками типа «домино». Зрительно подсчитывает и определяет количество точек и называет, сколько птиц летит в стае.

Например : 5  ласточек летит в стае. 

Дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент по звучанию»

07.02.2024

Дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент по звучанию»

Цель: развитие слухового анализатора

Задачи: Учить детей узнавать и называть предлагаемые музыкальные инструменты по внешнему виду;

Способствовать дальнейшему развитию у детей музыкальной памяти, умению различать на слух звучание музыкальных инструментов;

Продолжать развивать музыкальные способности через формирование тембрового слуха;

Воспитывать интерес к музыке, игровым действием через умения сотрудничества со сверстниками.

Оборудование: игровое поле, карточки с изображением детских музыкальных инструментов: бубен, колокольчик, бубенцы, барабан, кастаньеты, дудочка, металлофон деревянные ложки.

Музыкальные инструменты: бубен, колокольчик, бубенцы, барабан, кастаньеты,  дудочка, металлофон,  деревянные ложки.

Ход игры:

На игровом поле по вертикали разложены карточки с музыкальными инструментами. На полу лежат дополнительные карточки вне игрового поля.

Ведущий играет на музыкальном инструменте за ширмой. Игрок прослушивает звучание музыкального инструмента и находит соответствующую карточку вне игрового поля. Он размещает ее по горизонтали от предложенного варианта музыкальных инструментов.  Следующий игрок продолжает игру. 

Дидактическая игра «Собери слово»

15.03.2024

Дидактическая игра «Собери слово»

Цель: развитие  фонетического слуха, грамматически правильной речи.

Задачи: Продолжать учить детей слышать гласные и согласные звуки в слове, различать на слух и отчетливо произносить заданные звуки в процессе звукового анализа слова;

упражнять  в умении составлять из букв слова; узнавать слова на заданный звук;

закреплять правильное и отчетливое произношение всех звуков родного языка;

развивать фонетический  слух и память;

формировать  представление о том, что слова состоят из звуков.

Воспитывать доброжелательность, способность культурного общения со сверстниками.

Оборудование: гласные первого ряда, сонорные, парные буквы (глухой-звонкий),

Ход игры

В клетках игрового поля ведущий раскладывает карточки с буквами. Ведущий загадывает загадку, игроки находят на поле отгадку по координатам. Задача ребенка: рассмотреть буквы, выбрать из них нужные. Составить слово из букв в нужной последовательности. После того как ребенок собрал слово, проводится звуковой анализ слова.

 

Дидактическая игра «Оцени поступок»

27.09.2024

Дидактическая игра «Оцени поступок».

Цель: Формирование эмпатии у дошкольников, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих и озвучивать отношение к ней.

Задачи: Учить детей оценивать ситуацию и поведение окружающих обогащая словарь детей прилагательными, глаголов, наречия, признаков предмета характеризующие отношение людей друг другу, к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность; закреплять у детей умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи слова описывающие эмоции человека.

Развивать связную речь, формировать умение составлять предложения по теме сюжетной картинки; совершенствовать  у детей умение составлять простые и сложные предложения. Продолжать формировать эмпатию. 

Воспитывать у детей желание использовать формулы речевого этикета, любовь к семье, заботу о близких и окружающих людях.

Оборудование: напольный кешинг, набор карточек с изображениями разных эмоций человека (удивление, радость, грусть, злость, вина), набор карточек с изображением членов семьи (папа, мама, бабушка), сюжетные карточки (беспорядок в комнате, ребенок помогает маме на кухне, ребенок поливает огород и др).

Геометрические плоскостные фигуры: желтый круг, зеленый треугольник, красный квадрат.

Ход игры:

На игровом поле по вертикали расположены карточки с изображением «члены семьи», по горизонтали  - карточки с видами пяти  эмоций. Три сюжетные картинки лежат в стороне, дети выбирают любую сюжетную картинку и соотносят с эмоцией изображенной на карточке. Игроку необходимо оценить эмоциональное состояние персонажа сюжетной картинки и описать.

 

Дидактическая игра «Кто живет в квартире?»

27.09.2024

Дидактическая игра «Кто живет в квартире?»

Задача: Повторить изученные геометрические фигуры.

Цель: Продолжать формировать у детей дошкольного возраста навыки счёта. Учить соотносить число с количеством предметов, сравнивать числа; развивать пространственное представление и ориентировку, мыслительные операции (умение работать по словесной инструкции, классифицировать, сравнивать), произвольное внимание;

расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас;

Развивать внимание, мышление, речь детей; расширять словарный запас развивать навык самоконтроля;

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес к окружающим соседям, математике и окружающему миру.

Ведущий выкладывает на игровое поле с клеточками по горизонтальному ряду геометрические фигуры. По вертикальному ряду карточки с изображением букв – (5 букв). В пустых клеточках поля ведущий раскладывает карточки со слогами, словами, цифрами. На полу, в стороне от игрового поля лежат карточки с такими же буквами как и в вертикальном ряду, в правом верхнем углу карточки расположена геометрическая фигура, которая соответствует геометрической фигуре в горизонтальном ряду – это номер квартиры.

Ведущий предлагает игрокам сходить в гости.  Для того, чтобы узнать, к кому пойдут ребята,  нужно взять букву. Ребенок выбирает букву, которая лежит в стороне от игрового поля отдельно и называет ее. Игрок придумывает имя, где первой буквой будет выбранная им. Дети узнают имя соседа, к которому они пойдут в гости.

Затем он смотрит на номер квартиры (геометрическая фигура в правом верхнем углу карточки), запоминает и находит квартиру, которая располагается на пересечении рядов буква- фигура. Называет кто или сколько человек живет в этой квартире, кто живет.

Например. В семье у Артема проживает 5 человек.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».