ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
09.10.2024
Образовательный
кешинг «Клады познания»
как средство
формирования познавательной активности дошкольников
5-7 лет
В современном мире внимание переносится на
развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости,
самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную
социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности
и, как следствие, общества и государства. Образование всё более и более
ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть
умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической
деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в
неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с
другими решать проблемы, направленные на совершенствование умений оперировать
знаниями, на развитие познавательной деятельности детей.
Существенными для понимания познавательной
деятельности являются такие качества личности, как стремление к познанию нового
и глубокому осмыслению всего, что вызвало интерес; способность использовать
имеющийся опыт и отделять главное от второстепенного; логичность, критичность,
широта и креативность мышления; способность к обобщению, абстрагированию и
нахождению закономерностей; обучаемость.
Этих качеств можно достичь посредством формирования
познавательной активности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях
лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской
активности, направленной на познание окружающего мира.
Поэтому возникла потребность в создании обучающей платформы, которая позволила бы организовать образовательный процесс в
форме игровой деятельности, позволила бы детям не замечать, что они решают
сложные задачи и выполняют обучающие задания. Они просто играют и получают от
этого огромное удовольствие!
И такой платформой стал Образовательный кешинг «Клады познания»!
Цель
нашей педагогической находки -
изучение и разработка инновационной
методики формирования познавательной активности у дошкольников в возрасте 5-7
лет посредством использования игровых элементов и технологии кешинга «Клады
познания».
Задачи педагогической находки
1.
Анализ
теоретических основ формирования познавательной активности у детей дошкольного
возраста;
2.
Изучить
психолого-педагогические особенности применения метода кешинга «Клады познания»
в образовательном процессе дошкольного учреждения;
3.
Разработать,
апробировать образовательный кешинг «Клады познания» для детей 5-7 лет и
оценить его эффективность на основе экспериментальной деятельности.
Цель
образовательного кэшинга «Клады познания» (для детей) -
всестороннее
развитие детей 5-7 лет через активное участие в поиске знаний и новых
впечатлений.
Задачи:
1.
Обучающие
задачи формируются вокруг знакомства детей с окружающим миром, базовыми
научными понятиями, а также развития начальных навыков логического мышления.
2.
Развивающие
задачи направлены на развитие у детей когнитивных процессов, моторики и
коммуникативных навыков, критического мышления и способности быстро
адаптироваться к новым условиям.
3.
Воспитывающие
задачи охватывают формирование у детей морально-этических качеств, таких как
честность, взаимопомощь, уважение к другим и бережное отношение к окружающей
среде.
Педагогическая целесообразность использования образовательного кешинга «Клады
познания»:
1. Интегрированный подход, основанный на
взаимопроникновении различных областей естественных наук, творчества и т. д.
2. Формирование
познавательной активности.
3. Развитие критического мышления рассматривается как
трёхступенчатый процесс, направленный на формирование:
1) умений получать необходимую информацию;
2) умений её анализировать;
3) умений применять полученную информацию в
практической деятельности.
4. Формирование навыков коллективной работы в синтезе
с индивидуализацией образования заключается в умении:
1) объединять индивидуальные интеллектуальные
алгоритмы для достижения общих целей;
2) договариваться, правильно задавать вопросы,
аргументировать логически обоснованными фактами и т. д.
Общий положительный результат формирует уверенность в
собственных силах и ощущение эффективности работы в команде. Кроме того, в
процессе коллективной деятельности воспитывается ценностное отношение как к
процессу, так и к результатам труда, как общего, так и каждого участника.
Практическая значимость нашей педагогической находки:
- дошкольники активно проявляют любознательность, как
во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и
самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи. Они склонны
наблюдать, активно формируя элементарные научные понятия. Это
проявляется в овладении способами элементарного планирования деятельности,
построения замысла, умении выбирать себе партнёров по совместной деятельности.
Дошкольники способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных видах деятельности. В результате они способны проявлять
инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, коммуникации,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр.
В результате, активно взаимодействуя со сверстниками и
взрослыми, дошкольники овладевают способностью договариваться, учитывать
интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, возможность
адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Дидактические игры
20.10.2023
1. Дидактическая
игра «Сколько птиц летит в стае»
Цель: развитие грамматического строя
речи, формирование счетных навыков.
Задачи: Учить детей соотносить цветовой
спектр с геометрическими формами в соответствии с указанным на карточке числом, используя блоки Дьенеша;
упражнять детей в умении устанавливать
отношения между конечным множеством и его частями;
развивать логическое мышление дошкольников;
продолжать совершенствовать грамматический
строй речи посредством согласования в предложениях
существительного с числительным;
продолжать закреплять у детей умение
использовать склонение существительного в единственном и множественном числе:
закреплять знания об окружающем мире: перелетные
птицы (аист, галка, грач, дикий гусь,
журавль жаворонок, ласточка, кукушка, цапля, скворец, лебедь, утка).
Воспитывать умение внимательно
воспринимать объекты, замечать ошибки в процессе совместных игр.
Оборудование: карточки по
количеству игроков (12 человек или больше) с изображением перелетных птиц (аист,
галка, грач, дикий гусь, журавль жаворонок, ласточка, кукушка, цапля, скворец,
лебедь, утка)
В правом
верхнем углу карточки - геометрическая фигура,
цветовой спектр и плоскостная форма которой соответствует фигурам блока Дьенеша,
«чудесный мешочек» с геометрическими блоками Дьенеша (12 штук), карточки со
схематическим изображением геометрических фигур для горизонтального ряда
игрового поля, числовая карточка с точками типа «домино» по количеству игроков.
Ход
игры
На игровом поле по
вертикальному ряду расположены цвета: красный, синий, желтый.
По горизонтальному
ряду: схематические изображения геометрических фигур: треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник.
Клетки на игровом
поле заполнены карточками с цифрами.
На полу лежат карточки с изображением
перелетных птиц. В правом углу карточки расположена геометрическая фигура,
цветовой спектр и плоскостная форма которой, соответствует фигурам блока
Дьенеша. Ведущий раскладывает на пересечениях, в пустых клетках игрового поля карточки
(типа «домино»). Игрок берет из мешочка фигуру блока Дьенеша, находит по
свойствам (цвет, форма) соответствующую геометрическую фигуру на карточке и
кладет ее изображение на карточку с изображением птицы. Называет и запоминает
название птицы. На игровом поле находит по свойствам: цветовой спектр - на вертикали
и схематическое изображение геометрической фигуры – по горизонтали. Игрок находит числовую карточку с точками типа
«домино». Зрительно подсчитывает и определяет количество точек и называет,
сколько птиц летит в стае.
Например : 5 ласточек летит в стае.
Дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент по звучанию»
07.02.2024
Дидактическая
игра «Узнай музыкальный инструмент по звучанию»
Цель: развитие
слухового анализатора
Задачи: Учить детей
узнавать и называть предлагаемые музыкальные инструменты по внешнему виду;
Способствовать дальнейшему развитию у детей
музыкальной памяти, умению различать на слух звучание музыкальных инструментов;
Продолжать развивать музыкальные
способности через формирование тембрового слуха;
Воспитывать интерес к музыке, игровым
действием через умения сотрудничества со сверстниками.
Оборудование:
игровое
поле, карточки с изображением
детских музыкальных инструментов: бубен, колокольчик, бубенцы, барабан,
кастаньеты, дудочка, металлофон деревянные ложки.
Музыкальные инструменты: бубен,
колокольчик, бубенцы, барабан, кастаньеты, дудочка, металлофон, деревянные ложки.
Ход
игры:
На игровом поле по вертикали разложены
карточки с музыкальными инструментами. На полу лежат дополнительные карточки
вне игрового поля.
Ведущий играет на музыкальном инструменте за
ширмой. Игрок прослушивает звучание музыкального инструмента и находит соответствующую
карточку вне игрового поля. Он размещает ее по горизонтали от предложенного
варианта музыкальных инструментов. Следующий игрок продолжает игру.
Дидактическая игра «Собери слово»
15.03.2024
Дидактическая игра
«Собери слово»
Цель: развитие фонетического слуха, грамматически правильной
речи.
Задачи: Продолжать учить детей
слышать гласные и согласные звуки в слове, различать на слух и отчетливо
произносить заданные звуки в процессе звукового анализа слова;
упражнять в умении составлять из букв слова; узнавать
слова на заданный звук;
закреплять
правильное и отчетливое произношение всех звуков родного языка;
развивать
фонетический слух и память;
формировать представление о том, что слова состоят из
звуков.
Воспитывать доброжелательность, способность
культурного общения со сверстниками.
Оборудование: гласные первого
ряда, сонорные, парные буквы (глухой-звонкий),
Ход
игры
В клетках игрового поля ведущий
раскладывает карточки с буквами. Ведущий загадывает загадку, игроки находят на
поле отгадку по координатам. Задача ребенка: рассмотреть буквы, выбрать из них
нужные. Составить слово из букв в нужной последовательности. После того как ребенок
собрал слово, проводится звуковой анализ слова.
Дидактическая игра «Оцени поступок»
27.09.2024
Дидактическая игра
«Оцени поступок».
Цель: Формирование
эмпатии у дошкольников, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих и
озвучивать отношение к ней.
Задачи: Учить детей
оценивать ситуацию и поведение окружающих обогащая словарь детей прилагательными,
глаголов, наречия, признаков предмета характеризующие отношение людей друг
другу, к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность; закреплять у
детей умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи слова описывающие
эмоции человека.
Развивать связную речь, формировать умение
составлять предложения по теме сюжетной картинки; совершенствовать у детей умение составлять простые и сложные
предложения. Продолжать формировать эмпатию.
Воспитывать у детей желание использовать
формулы речевого этикета, любовь к семье, заботу о близких и окружающих людях.
Оборудование: напольный
кешинг, набор карточек с изображениями разных эмоций человека (удивление,
радость, грусть, злость, вина), набор карточек с изображением членов семьи (папа,
мама, бабушка), сюжетные карточки (беспорядок в комнате, ребенок помогает маме
на кухне, ребенок поливает огород и др).
Геометрические плоскостные фигуры: желтый
круг, зеленый треугольник, красный квадрат.
Ход
игры:
На игровом поле по вертикали расположены
карточки с изображением «члены семьи», по горизонтали - карточки с видами пяти эмоций. Три сюжетные картинки лежат в
стороне, дети выбирают любую сюжетную картинку и соотносят с эмоцией
изображенной на карточке. Игроку необходимо оценить эмоциональное состояние
персонажа сюжетной картинки и описать.
Дидактическая игра «Кто живет в квартире?»
27.09.2024
Дидактическая
игра «Кто живет в квартире?»
Задача: Повторить
изученные геометрические фигуры.
Цель: Продолжать
формировать у детей дошкольного возраста навыки счёта. Учить соотносить число с
количеством предметов, сравнивать числа; развивать пространственное
представление и ориентировку, мыслительные операции (умение работать по
словесной инструкции, классифицировать, сравнивать), произвольное внимание;
расширять представления об окружающем
мире, пополнять словарный запас;
Развивать внимание, мышление, речь детей;
расширять словарный запас развивать навык самоконтроля;
Воспитывать трудолюбие, усидчивость,
интерес к
окружающим соседям, математике и окружающему миру.
Ведущий выкладывает на игровое поле с
клеточками по горизонтальному ряду геометрические фигуры. По вертикальному ряду
карточки с изображением букв – (5 букв). В пустых клеточках поля ведущий
раскладывает карточки со слогами, словами, цифрами. На полу, в стороне от
игрового поля лежат карточки с такими же буквами как и в вертикальном ряду, в
правом верхнем углу карточки расположена геометрическая фигура, которая
соответствует геометрической фигуре в горизонтальном ряду – это номер квартиры.
Ведущий предлагает игрокам сходить в
гости. Для того, чтобы узнать, к кому
пойдут ребята, нужно взять букву. Ребенок
выбирает букву, которая лежит в стороне от игрового поля отдельно и называет
ее. Игрок придумывает имя, где первой буквой будет выбранная им. Дети узнают имя
соседа, к которому они пойдут в гости.
Затем он смотрит на номер квартиры
(геометрическая фигура в правом верхнем углу карточки), запоминает и находит
квартиру, которая располагается на пересечении рядов буква- фигура. Называет
кто или сколько человек живет в этой квартире, кто живет.
Например. В семье у Артема проживает 5 человек.