Ценность игрушек у современных детей
03.09.2020
Раньше
у девочек было 8 кукол. Или 5. Каждая кукла прожила с ней её детство. У каждой
было своё имя, которое девочка может вспомнить даже спустя 40 лет. Куклы были
её дочками. Она общалась с ними как с живыми. Детям вообще свойственно
одушевлять свои игрушки. Девочка кормила кукол по утрам, а вечером укладывала
спать. У каждой куклы был свой характер. Каждую она по-своему любила. И
даже когда у куклы Зины оторвалась резиновая рука, она прибинтовала её к
туловищу и продолжала играть. Кукла – инвалид. Так бывает. Это не повод
расставаться с ней. Это повод относиться к ней ещё бережней. Периодически нужно
было стирать куклам одежду. А на зиму шить пальтишки.
У
девочки из нашего времени кукол в 4 раза больше. Больше тридцати кукол. Она не
помнит всех имен. Она забывает про существование некоторых. Потом случайно
находит в куче других игрушек: «О! Так у меня ещё и такая есть!» Нет идеи, что
надо шить кукле теплую одежду. Если захочется поиграть куклой в теплой куртке,
она попросит купить куклу в теплой куртке. А грязное платье или сломанная рука
– это повод купить новую куклу. Хотя, новую куклу можно покупать и без повода.
Бабушка, например, в гости с пустыми руками не ходит. Она каждый раз что-нибудь
с собой приносит. Какую-нибудь недорогую игрушку. Развлечение на день. Поиграть
и забыть. Настолько закрепившаяся традиция, что ребенок уже не представляет,
что бабушка может прийти без игрушки. Поэтому при встрече говорит не «Как
дела?», а «Что ты мне принесла?» Ценность с общения сместилась в сторону
потребления.
Казалось бы, что в этом плохого? Чем больше, тем
лучше. Разве не так? А помните сказку «Цветик семицветик»? Эпизод, когда
девочка загадала, чтобы все игрушки мира были у неё. Она очень быстро пожалела
о своём желании. По факту это оказалось больше проблема, чем радость.
Недостатки изобилия игрушек: Отсутствие бережливости и аккуратности. Нет смысла беречь игрушки, если это легко восполняемый
расходный материал. Быстрей сломаю — быстрей новая появится.
Отсутствие
привязанности.
Все
чаще на популярный совет: «Для облегчения адаптации возьмите с собой любимую
игрушку» - психологи слышат от родителей: «У нашего ребенка нет любимой
игрушки». Сложно иметь любимую игрушку, если почти каждый день появляется
новая. Между тем, заботясь о любимой игрушке, ребенок учится заботиться о себе
в отсутствии родителей. Через отношения с игрушками закладывается модель
отношений с людьми. Если игрушки не ценятся, если быстро заменяются на новые,
то ценность отношений тоже может быть невысокой. Устойчивые связи заменяются
многочисленными новыми знакомыми.
Сложно приучать к
порядку.
Игрушек
должно быть столько, чтобы их легко было прибрать. Несколько игрушек легко
поднять и расставить по местам. Полсотни игрушек ребенку сложно прибрать.
Физически тяжело.
Сложно обрадовать ребенка.
Меньше
поводов радости. Всем же понятно, что мороженое раз в месяц вкуснее, чем это же
мороженое два раза в день на протяжении всего месяца. Наступает пресыщение. С
игрушками так же. Это кажется парадоксальным: чем больше игрушек, тем меньше
радости. Эмоции на очередную игрушку уже не такие сильные. Сильнее – на её
отсутствие.
Отсутствие ценности.
Часто
новая игрушка приобретается спокойствия ради. Проще купить, чем выслушивать
истерику. Тем более это не такая большая сумма, нервы дороже. Так появляется
десятый робот или пятнадцатая лошадка-пони. Когда мы абсолютно ни в чем не
отказываем ребенку, мы не учим его выдерживать отказ, и не учим мечтать.
Игрушка, которую ребенок долго ждал, на которую копил и, может быть, в чем-то
другом себе отказывал ради этой игрушки, она, при равной стоимости, более
ценная, чем та, которую он заполучил по первому требованию. Ценная и в
воспитательном плане тоже. Он учился ждать, учился расставлять приоритеты,
планировать покупку.
Отсутствие
пространства для развития фантазии.
«Голь
на выдумку хитра» Когда что-то нужно, а этого нет, в ход идут подручные
средства. Для игры в магазин нам в своё время было достаточно выйти на улицу и
найти подружку. Все, что нашли под ногами – листья, трава, пробки, стеклышки –
становилось товаром. Фантики насобирали – это деньги. Сейчас же есть игрушечные
овощи, фрукты, прочие продукты. И деньги игрушечные напечатали. Все есть – игры
нет! «Маша, почему ты не играешь?» Нет игрушечного кассового аппарата. Надо
купить. Ах, у ребенка нет фантазии. Надо купить
вместе с кассовым аппаратом дидактические игры для развития фантазии... Нет. Не
надо. Лучше всего развивает фантазию пустая коробка. Из нее можно сделать и
кассу, и кукольный дом, и ширму для кукольного театра, и кроватку для мишки, и
кузов грузовика, и даже слона, если приклеить уши из картона.
Появление новых
проблем и дополнительных трат.
Приобретая
игрушку – вы приобретаете необходимость где-то ее хранить. Накупили игрушек –
надо купить комод для игрушек, а потом докупить квадратные метры жилья, потому
что в детской уже комоды ставить некуда. А потом нужно тратить дополнительные
силы на уборку дополнительных метров жилья от игрушек. Или купить услугу по
наведению порядка. Можно, конечно, не хранить игрушки в большом количестве, а
периодически проводить «зачистку», выкидывая то, чем давно не играли. Но как же
экология? В современном мире остро стоит проблема мусора. Насколько разумно
решать вопрос заваленной детской, заваливая мусором планету?